8. Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные стенды, плакаты, кинологическое снаряжение (ошейники, шлейки, попоны, поводки и т.п.), костюмированные шоу с собаками, которые носят театральный характер, при этом дети являются активными участниками происходящего. Дети под руководством специалистов разрабатывают сценарии выступления, участвуют в подготовке различных номеров, придумывают и проводят соревнования, в которых взрослые и собаки соревнуются в сообразительности и ловкости с детьми. В результате занятий формируется адекватная самооценка, преодолеваются страхи и неуверенность, развивается креативность и творчество.
Наша работа строится с применением метода игротерапии. Традиционно в начале работы основная задача психолога – наладить эмоциональный контакт с ребенком. Но в случае сложных сочетанных дефектов у ребенка именно налаживание взаимодействия и является основным «камнем преткновения» в работе специалиста. У таких детей очень сложно вызвать даже незначительную реакцию в процессе общения, говоря простым
языком, они просто не видят специалиста.
Это происходит в силу того, что существует дефицитарность сенсорных анализаторов (например, слепота, глухота с нарушениями в тактильной сфере), незрелость мозговых структур в целом, патологичность развития мозгового субстрата. Информация извне анализируется у таких детей крайне плохо, т.е. эфферентные связи механизма стимул-реакция – патологичны и недостаточны. Привычные стимулы, которые вызывают
прогнозируемую реакцию у нормативных детей, не срабатывают.
При использовании собаки практически всегда, иногда сразу, иногда отсрочено происходит центрация на объекте – собаки. Это вызвано тем, что собака в данном случае является нечастотным стимулом, реакция на который не входит в зону привычного реагирования на среду. Вызвать такой же по силе отклик в процессе игротерапии не удается, так как взаимодействие с любым специалистом вызывает уже сложившиеся в процессе жизни, наработанные эмоциональные отклики, вплоть до страха взаимодействия с человеком (аутизм) или отказа взаимодействия в случае тяжелой формы умственной отсталости.
Таким образом, нами в процессе терапии удается изменять гомеостатическое равновесие, вызывая мощное положительное эмоциональное возбуждение, что является базовым в процессе реабилитации развития такого ребенка.
Пример: в Центр поступила не говорящая девочка (3 года 6 мес) после перенесенных операций с онкологическим диагнозом в стадии ремиссии. Речи не было с момента операции, ребенок не разговаривал ни со взрослыми, ни с детьми, хотя понимание речи соответствовало возрастной норме. На первом же занятии, в процессе игровой терапии возникла речевая коммуникация, вначале только с собакой, но потом и со специалистами, входящими в данное игровое взаимодействие. В течение недели произошло растормаживание речи, что позволило ребенку заниматься с логопедом,
«селективный мутизм» был снят на первом же занятии.
В процессе игротерапии возможно менять социальные роли, усвоенные ребенком, ведь собака практически всегда находится в подчиненном положении, ею можно командовать, ее можно кормить, заботится, причесывать. Она может играть роль как партнера, равного по участию во взаимодействии, так и слабого ребенка, капризного или трусливого. Игра в парикмахерскую не только способствует развития ловкости пальцев,
мелкой моторики, но и обыгрывание отрицательных эмоций, связанных с нежеланием причесываться, лучшем понимании самого гигиенического процесса, умение ладить с клиентом из роли парикмахера, умением удерживаться в роли, следовать выработанным правилам, и пр.
Если говорить о более сложных сочетанных патологиях, встречающихся у наших клиентов, когда активное построение даже простой игры невозможно, метод канистерапии прекрасно работает, активизируя все функции организма на доступном для данного ребенка уровне. И хотя активных результатов в смысле «встал и побежал» мы прогнозировать не можем, но развитие эмоционально-личностной сферы гарантируем всегда.
Как пример, можно проиллюстрировать работу с девочкой 11 лет, имеющую в анамнезе тетраплегию (ТЕТРАПЛЕГИЯ — паралич четырех конечностей, обычно при повреждении шейного отдела спинного мозга … Большой Энциклопедический словарь), соответственно, нарушение тактильной чувствительности, зрительную депривацию (только светло-темно), выраженные когнитивные нарушения, эпилепсию. Девочка на любое прикосновение выдавала спазмирование мышц, так что изменить положение рук или ног, не было возможности. Понятно, что для такого ребенка игровое взаимодействие – очень специфично. Но собаки стали для нее единственными, к сожалению, на этот момент друзьями, она их обозначает
звуками, ждет всю неделю занятия, радуется, выказывая комплекс оживления. В процессе игровых упражнений, существенно улучшилась моторная сфера. Лучше стали кистевые движения рук, ощупывание. При этом в процессе игрового взаимодействия, значительно расширяется репертуар двигательной активности, появились полуповороты, эмоциональный спектр существенно расширился при активном толкании, когда собаки
касаются тела ребенка – она хохочет в голос, просит продолжать игру, происходит включение на когнитивном уровне, например, «угадай, кто пришел», когда надо из нескольких собак выбрать ту, которая подошла.