продолжениеКроме Кёнига как «генератора идей», следует также вспомнить и тех собаководов, которые не увлекались идеологией, но зато с практической стороны прилагали усилия к тому, чтобы мы сегодня могли радоваться общению со своими любимцами. Упомянем следующие имена: Буш, Векенштедт, Цвис, Рогаш, Брюзер, Баум, Шефер, Бекер, Боссе, Кваст, Поль, Фридрих, Кёниг, Хотопп, Юргенс, Штурм, Гайзер, Штокман, Фондрам. Как видим, их немало. А кроме того, был ещё Йоханн Адам Беккер, который на примере ховаварта-суки «Сенци фон Векенштедт» ещё в начале становления породы доказал, что ховаварты пригодны для полицейской службы. Это было очень важно, поскольку тем самым впервые была официально подтверждена универсальность, смышленость и работоспособность этой породы.
Конечно, ховаварт не есть «реконструкция» или «обратное разведение» - всё это из области биологических легенд. Ховаварт – это порода, вновь выведенная, причем с определенными целями. Внешностью он должен был отвечать представлениям о старотипной доброй крестьянской собаке. Для этого с породистыми собаками скрещивались так называемые типичные собаки, то есть такие гибриды дворовых собак, которые ближе всего подходили к идеалу внешности ховаварта. В этом процессе принимали участие леонбергер, ньюфаундленд, швейцарская пастушья собака, кувас, возможно также и сеттер-гордон, а прежде всего – немецкая овчарка. Даже африканская дикая собака или борзая (в точности никто не знает) добавили своей крови германской собаке.
Как смешивался «коктейль кровей» каждый конкретный раз, для большинства собаководов было не важно. Стандарта в современном смысле ещё не существовало; кроме того, тогда, как и сегодня, внешности придавалось меньшее внимание, чем нраву.
В любом случае собаководы хотели создать собаку, которая объединяла бы преимущества обычной дворовой собаки (бесстрашие, самостоятельность, готовность к самозащите) с достоинствами послушной служебной собаки (жесткость, готовность к работе, послушность, желание учиться, хорошее обоняние).
В 1924 году началось собственно выведение чистой породы «ховаварт»; поначалу оно велось без какого-либо предварительного проекта. Хотя этот факт и не свидетельствует о высокой квалификации тогдашних селекционеров, он оказал неоценимое воздействие на качество выводимой породы: последняя в результате получила максимально широкую базу селекции.
Следует упомянуть еще об одной дате ранней истории ховаварта: в марте 1932 года родился Кастор Майер-Буш – кобель, которого можно обнаружить в родословной почти каждого из современных ховавартов. С этого показательного кобеля и началось систематическое выведение породы. Среди предков Кастора, наряду с типовыми собаками, были ньюфаундленд, кувас и немецкая овчарка. Но и после этого времени база выведения была очень широка; единообразию типа еще не придавалось особого значения, что вы и сами можете видеть по историческим фотографиям в этой книге.
Даже и после официального признания породы в 1937 году, генофонд ховаварта еще не был закрыт. К дальнейшему разведению еще привлекались типовые собаки. Как уже говорилось, в 1940 году было проведено последнее скрещивание – к «смешению кровей» привлекли «африканскую борзую» суку Тессу, которая была очень похожа на представительницу этой породы.
После Второй Мировой войны в разведении ховавартов наступил кризис. Большинство собак было «использовано» в ходе войны. Германия была разделена на зоны, инфраструктура и средства общения были разрушены или недостаточны. Связь между собаководами была затруднена, а иногда и невозможна. Многие полагали, что именно они – единственный оставшийся союз, ведущий генеалогический список ховавартов.
В результате в различных регионах развилось несколько четко различимых типов ховавартов, поскольку генетический потенциал не был единым. Можно было отличать кобургскую, гамбургскую, ольденбургскую и берлинскую разновидности.
В 1949 году Союз собаководов (RZV) породы ховаварт с резиденцией в Кобурге стал членом-учредителем Объединения собаководов Германии (VDH). И единственным союзом в головной организации немецких кинологов, ведущим генеалогический список.
Предпринятые в 50-х годах попытки создать другие союзы, к сожалению, не увенчались успехом, поскольку, как это часто бывает, главной заботой здесь было не дело, а человеческие амбиции. Многие перешли в RZV, поскольку он, как член VDH, предлагал лучшие перспективы.
Очередной вехой в истории ховаварта стал 1964 год, когда эта порода была официально признана седьмой по счету немецкой служебной потребительской породой собак (после эрдельтерьера, боксера, немецкой овчарки, добермана, ризеншнауцера и ротвейлера).
В 1983 году по инициативе и настоянию немецкого Союз собаководов (RZV) породы ховаварт была основана «Международная федерация породы ховаварт» (IHF). Цель деятельности этого объединения – следить за тем, чтобы стандарт породы (включая её существенные признаки) везде был одинаков. Ещё более важная цель IHF – добиваться того, чтобы информация, опыт, цели, методики и предписания касательно разведения здоровых и психологически устойчивых собак были доступны.
В прошлом RZV постоянно поддерживал контакты с объединением собаководов ГДР. После объединения Германии специалисты по ховавартам из ГДР и RZV соединились вместе в обновленном и увеличенном RZV. Со своими приблизительно 6500 членами и 1200 щенками (из приблизительно 1500 щенков ховавартов всего по VDH), сегодня RZV – это девятый по численности союз собаководов в VDH.
По решению Высшего суда Берлина были сняты действовавшие до того времени ограничения на одну породу в VDH;
с 1991 года, наряду с большим RZV, существуют также Общество по разведению ховавартов (HZD) и небольшой Ховаварт-Клуб (НС).
Ховаварт хочет быть центром своей семьи, вызывающим всеобщую любовь.
Сначала для собаководов, для которых он – главная гордость, а затем для
принявшей его семьи – и это уже на всю жизнь.