Алла Куликова
С чего начинается разведение.
Продолжение.
Начало в журнале «МойЧемпион» № 3, 4/2000.
Прежде, чем углубляться в тонкости подбора пар, поговорим о том, какие сюрпризы может преподнести нам разведение.
Наряду со здоровыми, красивыми собаками, любой селекционер время от времени сталкивается с очень неприятным явлением – НАСЛЕДСТВЕННЫМИ АНОМАЛИЯМИ. То от двух чемпионов появляются нестандартные щенки, то купленный за бешеные деньги «племенной» кобель вырастает без пары зубов, а то и вовсе – от ни разу не чихнувших за всю жизнь родителей щенки гибнут один за другим… Кого только не винит заводчик в своих неудачах, начиная от претензий к владельцу кобеля - отца щенков и кончая злобой на «сглазившую» соседку. Между тем, к любой из подобных ситуаций опытный собаковод должен быть подготовлен, ибо, кроме побед на рингах и призов, существуют еще наcледственные аномалии.
Что же это такое? Это отклонения от стандарта или здоровья, обусловленные ГЕНЕТИЧЕСКИ, то есть передающиеся по наследству. К сожалению, они широко распространены. Про наследственные аномалии написано множество книг и статей. Стараясь меньше повторяться, попробуем в популярной форме рассказать о наиболее часто встречающихся аномалиях, тревожащих умы разведенцев.
Аномалии бывают разные.
Существуют аномалии, не приносящие явного вреда здоровью, но ставящие собаку «вне породы». Это различные отклонения от стандартного прикуса, отсутствие того или иного зуба (зубов) – так называемая «олигодонтия» и др. Собаки-носители таких аномалий обычно здоровы, жизнерадостны и могут оставаться долгие годы домашними любимцами, не участвуя в выставках и в воспроизведении потомства.
Аномалии, не приносящие выраженного вреда здоровью, но ограничивающие размножение данной конкретной особи. Сюда можно отнести крипторхизм и разнообразные отклонения в эстральном цикле сук. Как правило, поведение и работоспособность таких собак не страдает, хотя в ряде статей можно найти данные, противоречащие этому утверждению. Зато достаточно часто возникают опухоли как внутренних половых органов сук, так и яичек кобелей, оставшихся в брюшной полости.Такие опухоли подлежат оперативному удалению.
Болезненные состояния. Проявления их различны – от глухоты у белых бультерьеров, до тяжелых нервно-мышечных нарушений, ведущих к гибели щенков и молодых собак. К этой группе относится знаменитая дисплазия тазобедренных суставов (ДТС), болезнь фон Виллебрандта (одна из разновидностей гемофилии) и множество других, столь же неприятных аномалий. Прогноз здесь осторожный, зависящий от вида аномалии и степени ее проявления.
Проявление так называемых генетически-средовых аномалий зависит не только от неблагополучной наследственности, но и от сопутствующих обстоятельств внешней среды. Например, пониженный иммунитет (высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям), нарушение функций некоторых внутренних органов (поджелудочной железы и др.) Как правило, большая часть таких собак гибнет, не достигая «совершеннолетия», а остальные могут жить только при постоянном врачебном вмешательстве, и такую жизнь никак нельзя назвать хорошей. К сожалению, от небольшой части таких страдальцев некоторые особо талантливые разведенцы ухитряются получать потомство.
Отчего же возникают наследственные аномалии?
Появление некоторой их части весьма прогнозируемо, так как достаточное их количество генетически сцеплено с тем или иным селекционируемым признаком. Этот эффект (взаимодействия между различными неаллельными генами) генетики именуют ПЛЕЙОТРОПИЕЙ. Конкретно ей обусловлена возможность появления глухоты у бультерьеров именно белого, а не тигрового или рыжего окраса. Известно, что ген, детерминирующий появление мраморного окраса М в гомозиготном состоянии вызывает рождение слабо жизнеспособных щенков с дефектами слуха и зрения. Именно поэтому селекция собак этого окраса наиболее сложна. Голубые и изабелловые доберманы часто страдают так называемой «цветной мутантной алопецией», вызывающей частичное выпадение шерсти и заболевания кожи, что и привело к исключению этих окрасов из числа стандартных.
Из аномалий, не вызывающих болезненного состояния, наиболее частыми являются отклонения в строении зубной системы.
Полная зубная формула собаки состоит их 12 резцов (6/6), 4 клыков (2/2), 16 премоляров (8/8) и 10 моляров (4/6), т.е. собака имеет 42 зуба. Для очень многих пород характерно смыкание челюстей в форме так называемого ножницеобразного прикуса. Ряд пород с укороченной мордой (мопсы, бульдоги, пекинесы и др.) имеют стандартным прикусом перекус ( т.е. когда нижние резцы выступают за линию верхних). Клещеобразный прикус (когда верхние и нижние резцы соприкасаются своими режущими поверхностями) тоже является стандартным для некоторых пород, обычно имеющих широкую массивную морду (сенбернар, среднеазиатская овчарка и др.). В виде патологии перекус и «клещи» известны практически во всех породах и особенно часто встречаются у особей грубого, сыроватого типа конституции с объемной головой и широкой мордой.
Ну и, наконец, недокус (не путать с другой наследственной аномалией – патологическим укорочением нижней челюсти). Он не является стандартным прикусом ни для одной из известных пород собак. Как аномалия, распространен повсеместно, но наиболее част у длинномордых собак (колли, доберманы), а также у сухих, узкомордых особей любых пород и иногда сочетается с зауженной нижней челюстью и некорректным поставом нижних клыков (когда они упираются в слизистую десен верхней челюсти).
Появление неправильных прикусов некоторыми разведенцами воспринимается неадекватно. Широко распространены различные теории, вписанные жирным шрифтом в инструкции по выращиванию щенков. Эти инструкции запрещают давать грызть щенкам в период смены зубов палочки, косточки, тянуть тряпочки под угрозой порчи прикуса. В результате честно соблюдавшие все запреты владельцы по прошествии года до посинения бьются на дрессировочной площадке, пытаясь привить своему питомцу «выбитый» из него в детстве навык – аппортировку, а породник грозно вопрошает хозяев очередного «перекусного» щенка: «Перетянули?!» Я знаю одного замечательного добермана с таким дефектом, владельцев которого убедил ветеринарный врач (!), что перекус развивается у щенка потому, что «песик любит неправильно спать, упираясь в пол мордочкой». И поэтому, мол, верхняя челюсть отстает в росте. Весь первый год жизни собаки ее бедные владельцы вскакивали по 6-7 раз за ночь и «переукладывали» щенка на бок. Увы, прикус не исправился…
Не менее распространена различная система «массажей» , назначаемых «специалистами» для исправления прикуса. Но, если массаж при недокусе (вытягивание нижней челюсти вперед), хоть и бесполезен, но хоть как-то логически понятен, то массаж при перекусе (запихивание нижней челюсти вовнутрь?!) не поддается никакой логике и разумному обьяснению.
Дорогие коллеги! Позвольте напомнить Вам, что зубы состоят из чрезвычайно твердого вещества – дентина и эмали, а челюсти, на которых они растут, представляют собой лицевую часть черепа. Чтобы «смоделировать» или «скорректировать» что-то на зубах, необходимы длительные усилия стоматолога-ортопеда, который надевает на челюсти специальную конструкцию из металлических пластин, давящую на зубы постоянно с определенной силой и позволяющую постепенно, миллиметр за миллиметром привести их в нужное положение. На это тратится несколько месяцев постоянных усилий и удается далеко не всегда.
Периодически попадаются чрезмерно ответственные владельцы, ухитряющиеся «размассажировать» резцы собаки до такого состояния, что они начинают шататься, а то и вовсе выпадают.
Уважаемые коллеги! К счастью, вряд ли кому приходило в голову посоветовать владельцу удлинить (или укоротить!) морду или конечности собаки путем массажа. Давайте будем реалистами и признаемся: все эти перекусы и недокусы – наша с вами ошибка, а не хозяина, которого зачастую в этом обвиняют. И если так «выпали гены», неправильный прикус все равно появится, несмотря на все «дедовские» методы его профилактики.
К сожалению, до сих пор нет литературных данных, где бы точно и четко указывался тип наследования отклонений от желаемого прикуса. Поскольку подавляющее большинство собак с неправильным прикусом в разведении все же не используется, а эта наследственная аномалия периодически проявляется во всех породах, разумно предположить рецессивный тип наследования. Вряд ли этот признак является моногенным, (т.е. контролируемым одним геном), так как фенотипическое проявление данной патологии различно (разная степень отхода резцов, величина нерядности, аномальный наклон зубного ряда и др.). Видимо, в будущем система наследования этой аномалии будет более тщательно изучена.
Тем не менее, одно можно сказать совершенно точно: для того, чтобы эта аномалия проявилась у щенков, необходимо, чтобы данные «плохие» гены несли ОБА РОДИТЕЛЯ. Утверждения вроде: «этот кобель дает перекусы» не совсем справедливо, так как давать перекусы он может только от сук, генетически не свободных от данной патологии. Вот почему (повторимся еще раз) для правильного разведения необходимо отличное знание породы.
Суммируя все вышесказанное, можно подвести итог: получив щенков с неправильным прикусом, будьте уверены, что это на 100% генетически обусловлено, а, следовательно, нужно искать ошибки в подборе пар, а не допрашивать владельца, сколько раз и в каком возрасте щенок тянул хозяйку за подол халата. Получить эту наследственную аномалию можно, только если оба родителя несут в своем генотипе данный признак. Поэтому, если брат матери Вашей суки имел подобный порок, то следует воздержаться от вязки ее с кобелем, чей дедушка по отцу также не отличался блестящей зубной системой.
Кроме отклонений от правильного прикуса, много хлопот разведенцам приносит так называемая олигодонтия (отсутствие тех или иных зубов и сокращение зубной формулы). Отсутствуют обычно премоляры или резцы. Олигодонтия свойственна практически всем породам, но у ряда охотничьих и декоративных собак ей, к сожалению, не придается большого значения (учитывается количество резцов, но крайне редко осматриваются премоляры). У служебных пород стандартом определена полная зубная формула и олигодонтия воспринимается как порок, что ведет к выбраковке неполнозубых собак из племенного разведения.
Начнем с отсутствия коренных зубов. Как правило, при олигодонтии отсутствуют зубы в нижней челюсти (80-95% случаев) и крайне редко – в верхней. У разных пород варианты олигодонтии различны, например, у доберманов встречается отсутствие первых премоляров, у лабрадоров – вторых или третьих, у керри-блю-терьеров – вторых и четвертых. В ряде пород процент олигодонтов достаточно высок, тогда как у доберманов и немецких овчарок собаки с отсутствием премоляров встречаются довольно редко.
Кроме истинной редукции премоляров может существовать так называемая «мелкозубость», когда первые премоляры настолько уменьшены в размерах, что просто не в состоянии самостоятельно пробиться через толстую слизистую оболочку десны. Автору известны многочисленные случаи такой аномалии среди доберманов и цвергшнауцеров, когда собаки приобретают полную зубную формулу только после хирургического вмешательства, заключающегося в удалении части слизистой оболочки десны. Кто знает, может, это – переходной этап к истинной олигодонтии и через 10-15 поколений потомки этих собак будут отличаться полным отсутствие первых премоляров?
Наследование олигодонтии не традиционно. Доподлинно известно, что как от двух полнозубых родителей может появиться до 50-90% щенков с таким дефектом, так и от двух олигодонтов часть щенков имеют полную зубную формулу. Если предположить, что отсутствие различных премоляров детерминируется рецессивными аллелями разных локусов, то тогда при скрещивании двух собак с отсутствием одних и те же зубов (допустим, четвертых премоляров), все потомство должно быть их лишено. На самом деле варианты зубной формулы потомков в данном случае могут быть разнообразны – от полнозубости до олигодонтии разной степени по первым, вторым, третьим или четвертым премолярам.
Видимо, олигодонтия наследуется по так называемому ПОРОГОВОМУ типу. Это тоже полигенное наследование, но в данном случае существует несколько генотипов с разными комбинациями полигенов. Фенотипически эта аномалия проявляется у собак, в генотипе которых количество данных полигенов достигает порога, т.е. определенного критического предела. К сожалению, выбраковать производителей, у которых набор полигенов не достиг порога, практически невозможно. Фенотип таких собак будет нормальным, зубная формула – полной, а в результате вязок будут появляться щенки с отсутствием одного или нескольких премоляров в различных сочетаниях.
Борьба с пороговыми аномалиями достаточно сложна. В случае служебных пород при появлении неполнозубых потомков, необходимо ограничить вязки таких производителей, либо же вообще исключить их из разведения. У пород, где требования по полнозубости не так строги, следует помнить, что излишнее накопление этих полигенов в поголовье тоже ни к чему хорошему не приведет. При широком использовании олигодонтов через некоторое время появятся собаки, по зубной формуле приближающиеся к бесшерстным породам. Не следует этим пренебрегать, так как само понятие «терьер» или «шнауцер» без зубов - достаточно абсурдно. Зубы необходимы собаке не только для «красоты» или «ловли преступников», но и для полноценного здорового существования. Есть данные, что накопление полигенов неполнозубости может вести к совместному накоплению в поголовье ряда других нежелательных полигенов, вызывающих потерю крепости костяка, общее ослабление организма, увеличение количества случаев крипторхизма и др.
В некоторых породах встречается олигодонтия и по резцам (отсутствие одного, реже двух нижних резцов, крайне редко – верхних). Во всех породах эта аномалия является дисквалифицирующим пороком. Часто (но не всегда) этот признак свойственен особям с зауженной нижней челюстью. Подобная аномалия имеет, видимо, полигенное рецессивное наследование. Селекция против нее заключается в выбраковке производителей, от которых аномальные потомки появляются с излишней частотой и в коррекции подбора пар, чтобы свести эту патологию к минимуму.
Полиодонтия (увеличение числа резцов до 7-8 и более) тоже достаточно широко известна, особенно у широкомордых собак (боксер, бульдоги и др.,) но может встретиться и у любой другой породы. Автору известны случаи полиодонтии в породах ризеншнауцер, скай-терьер, чау-чау и др. Вероятно, эта аномалия не представляет серьезной угрозы для породности и стандарта, так как нам нигде не удалось найти внятного определения этого признака и степени снижения оценки при его наличии.
Встречаемость полиодонтов в разных породах может колебаться от 1 до 40%, судя по литературным данным.
У длинномордых собак (доберман, афган и др.) может встретиться другой вариант полиодонтии – добавочные нижние, а иногда и верхние первые премоляры с одной или с обеих сторон челюсти.
Продолжение следует…