Как известно, существует несколько систем дрессировки животных. Мы используем метод положительного подкрепления как наиболее мягкий, лояльный и интересный с точки зрения самого процесса.
О сути данного метода написано очень много.
Мы хотим обратить внимание начинающих заинтересованных владельцев собак, которые ранее не имели опыта дрессировки животных, на один из ключевых моментов.
Основа метода — положительное подкрепление — то есть поощрение собаки в то мгновение ее поведения, когда она делает правильно. Самое главное — МОМЕНТ ВРЕМЕНИ этого самого подкрепления. Собака, а особенно щенок, очень активна по своей природе, ее поведение зависит от множества обстоятельств, которые мы (люди) просто не замечаем. В течение 2-3 секунд собака может сменить ни одно положение корпуса, головы, лап и т.д.
В идеале маркер положительного подкрепления (сигнал, что собака молодец и все делает правильно) должен поступать в ту же секунду, когда демонстрируется нужное нам поведение.
Опыт показывает, что это трудно. Сложно «поймать» момент, сложно быстро дать сигнал самому себе, что «вот сейчас, именно сейчас нужно сообщить собаке, что она молодец» и поощрить ее. Практически невыполнимой задачей это становится для тех, кто занимается самостоятельно и не имеет возможности обратиться за помощью к профессионалу. Промедление в подкреплении продолжительностью 3-5 секунд является недопустимым, особенно на первой ступени обучения какому-то навыку. Пример: если мы учим собаку садиться по команде, то подкреплять нужно исключительно в тот момент, когда она только-только села. Если подкрепление поступит позже, то фактически это означает, что мы подкрепляем другой навык: оставаться в положении «сидеть» определенное время.
Умение правильно и вовремя реагировать на поведение собаки можно и нужно развить в себе.
Предлагаем нетрудное и интересное упражнение, которое подходит и для взрослых, и для детей. Для его выполнения необходимо участие двух и более человек.
Группа участвующих выбирает маркер положительного подкрепления. Например, слово «да».
Далее непосредственно действуют 2 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей. Ведущий — тот человек, который будет подкреплять правильное поведение, для себя выбирает то действие, которое должен совершить второй человек (назовем его «ученик»). Если в упражнении участвует больше двух человек, то нужное поведение можно выбирать и определять всем вместе в отсутствие ученика. Ученик не должен знать, какое его поведение будут подкреплять.
Ученик после сообщения ведущего о начале упражнения должен демонстрировать активное поведение: менять положение своего тела, махать руками, ногами, приседать, подпрыгивать, ходить, вращаться, взаимодействовать с предметами и прочее. Ведущий должен в момент демонстрации задуманного поведения сказать слово-маркер.
Цель ученика: понять, за что его хвалят и озвучить. Если ученик догадался верно, то упражнение окончено, все молодцы. Если догадка оказалось ошибочной, то упражнение продолжает далее вплоть до правильного ответа ученика.
Будет интересно, если в упражнении в роли и ведущего, и ученика каждый из участников побывает как минимум по одному разу.
Ели у кого-то из ведущих ученик очень долго не может понять, за что его хвалят, какое поведение подкрепляют, значит вероятнее всего этот ведущий дает маркер не своевременно.
Друзья, наши навыки быстрого реагирования на действия собаки — основа метода положительного подкрепления.
Учитесь, пожалуйста, контролировать себя, свои действия, развивайте реакцию, внимательность и скорость.
Очень надеемся, что для кого-то это упражнение будет полезным.